В средние века местные жители лечились в Крыму грязями способом, отличающимся от «египетского», по которому больной обмазывал свое тело илом и, сколько мог, сидел на солнцепеке, а потом купался в воде. Лечение по «крымскому» способу проводилось непосредственно на озере: в иле выкапывали ямы и в них помещали больных.
Долгое время грязелечением в Крыму ведало мусульманское духовенство: оно соединяло «процедуры» с религиозными обрядами. Муллы при этом внушали больным, что их исцеление зависит от воли аллаха. Если же лечение не помогало, они объясняли это тем, что больной «не имел полной веры в целебную силу грязей» и не внимал с должным усердием их молитвам.
После присоединения Крыма к России (1783 г.) Сакское озеро с его целебными грязями заинтересовало русских исследователей и путешественников. Академик П. С. Паллас, изучавший природу Крыма в течение многих лет, в своем «Кратком описании Таврической области» осуществил первое районирование озер полуострова. Палласом выделены и описаны пять групп озер, в том числе Сакское. В русской литературе об использовании сакской грязи в лечебных целях впервые рассказано в книге писателя-академика П. И. Сумарокова «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». В ней описан способ лечения, применявшийся на Сакском озере: «…Озеро Сак, близ деревни сего же имени… имеет чудесное действие подавать скорое исцеление от многих болезней. Стекающая и солнцем испаряемая вода оставляет у берегов род ила или грязи, в котором выкапывают глубокие ямы наподобие могил, и в них зарывают недугующих по самую шею так, что лежащие в них не могут иметь никакого движения. Над головой делают из ветвей род шатра, дабы охранить ее от раскаленных лучей, сидят в яме по часу и более, переменяя грязь свежею, и сила-то оной приносит облегчение страждущим…»
При вторичном посещении Сак в 1803 г. П. И. Сумароков сам лечился на озере. Он подробно и не без юмора описал прием грязевой процедуры в книге «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду».